ариозо

  • 91Опера —         (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 92Пение —         вокальное искусство, иск во передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание муз. произведения, один из древнейших видов муз. исполнительства. П. может быть со словами или без слов (см. Вокализация). Оно бывает сольным… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 93Пёрселл Г. —         (Purcell) Генри (ок. 1659, Лондон 21 XI 1695, там же) англ. композитор и органист. Сын певца Корол. капеллы, в хоре к рой, по видимому, пел с 10 летнего возраста. Учился композиции, игре на органе, клавесине и др. инструментах, а также… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 94Полифункциональность —         (от греч. polu много и лат. funсtio исполнение, осуществление, деятельность) сочетание различных (обычно двух) функций в одном созвучии (чаще всего функциональное противоречие между басом или нижними голосами и верхними голосами гармонии) …

    Музыкальная энциклопедия

  • 95Прицкер Д. А. —         Давид Абрамович (р. 11(24) VI 1900, Киев) сов. композитор. Засл. деят. иск в РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1941. Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у С. И. Савшинского (1929), композиции у М. А. Юдина (1934). С 1914 пианист… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 96Токката —         (итал. toccata, букв. прикосновение, удар, от toccare касаться, трогать; испан. tocar, франц. toucher).         1) В эпоху Возрождения праздничная фанфара для дух. инструментов и литавр (существует поныне в виде дух. туша). Самое раннее… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 97Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 98Трёхчастная форма —         тип композиционной структуры, со 2 й пол. 17 в. применяемый в европ. проф. музыке в качестве формы целой пьесы или её части. Т. ф. в спец. значении термина предполагает не только наличие трёх осн. разделов, но и ряд условий, касающихся… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 99Фригийская каденция —         фригийский каданс, особый вид заключительной каденции (1), состоящий обычно из оборотов: IV6 V …

    Музыкальная энциклопедия

  • 100ГОБОЙ — Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают… …

    Музыкальный словарь