демонизм

  • 121"Послушай, быть может, когда мы покинем" — «ПОСЛУШАЙ, БЫТЬ МОЖЕТ, КОГДА МЫ ПОКИНЕМ», стих. Л. (1832), обращенное, по видимому, к В.А. Лопухиной. В нем ясно прослеживается параллель с темой и образами поэмы «Демон», наметившаяся также в стихах 1 й пол. 1832. Напр., в стих. «Измученный… …

    Лермонтовская энциклопедия

  • 122Поэма — ПОЭМА, один из центральных жанров поэзии Л., важный для понимания рус. романтизма в целом. За период 1828 41 Л. создал ок. 30 П. Сам же он опубл. три П.: «Песню про...купца Калашникова» и «Тамбовскую казначейшу» в 1838, «Мцыри» в 1840. «Хаджи… …

    Лермонтовская энциклопедия

  • 123Ростопчина Евдокия Петровна — РОСТОПЧИНА (урожд. Сушкова) Евдокия Петровна (1811/12 1858), графиня, рус. писательница. Ее знакомство с Л. относится к нач. 30 х гг. Р. была сестрой товарища Л. пансионских лет С. П. Сушкова и кузиной Е.А. Сушковой. Юный Л. увлекался Р. и… …

    Лермонтовская энциклопедия

  • 124Советская литература и Лермонтов — СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА и Лермонтов. Повышенный интерес к Л., к его личности и творчеству нашел отражение как в прямых высказываниях сов. писателей, так и в их худож. творчестве воссоздание образа поэта, развитие характерных для Л. тем и мотивов,… …

    Лермонтовская энциклопедия

  • 125Соловьёв Владимир Сергеевич — (1853 1900), рус. религ. философ, поэт. Оценка творчества Л. вытекает из его общих философско эстетич. воззрений, в центре к рых утверждение, что «красота есть только ощутительная форма добра и истины» (т. VIII, с. 37). Поэзию Л., как и… …

    Лермонтовская энциклопедия

  • 126"Тамара" — «ТАМАРА», одна из последних баллад Л. (1841), возникшая на материале кавк. преданий и легенд. В центре стих. демонич. образ обольстительницы, любовь к рой влечет за собой смерть (в отличие от «Демона», «Морской царевны» и др., где герой несет… …

    Лермонтовская энциклопедия

  • 127ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП —     ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП одно из центральных понятий в аналитической и феноменологической антропологии тела. Исторические эпохи по разному выражали человеческую являемость в мире. Человека (как лица) еще нет в мире древних дохристианских эпох:… …

    Философская энциклопедия

  • 128Моисей — М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее распространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, либо из коптск. mose, «дитя», входящего …

    Энциклопедия культурологии