лейтмотив

  • 121ОБЪЕКТ — СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ (лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе и objectura предмет) фундаментальные категории философии. С. носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. то, что …

    История Философии: Энциклопедия

  • 122СУБЪЕКТ — и ОБЪЕКТ (лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе и objectura предмет) фундаментальные категории философии. С. носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. то, что… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 123ПРЯМОЙ АНАЛИЗ РОЗЕНА —         Метод понимания и лечения психозов, предложенный Розеном (Rosen J., 1953), как видно из названия, связан с концепцией Фрейда (Freud S.), но классическая психоаналитическая теория и техника в нем значительно модифицированы. Первые… …

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • 124БААДЕР Франц Ксавер фон — (Baader, Franz Xaver von) (1765 1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм. Пытался соединить философские традиции католицизма с мистицизмом и таким образом выйти за пределы господствующих философских… …

    Энциклопедия Кольера

  • 125ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828 1910), русский писатель. Родился 28 августа 1828 в Ясной Поляне, семейном поместье в Тульской губернии. Его родители, родовитые российские дворяне, умерли, когда он был ребенком. В 16 лет, воспитанный домашними… …

    Энциклопедия Кольера

  • 126КРОЧЕ — (Сгосе) Бенедетто (1866 1952) итальянский философ, историк, общественный деятель. Неогегельянец. Определял свою философию как «абсолютный идеализм» (»ис торицизм»). Идеолог либерализма. Ученик Лабриолы, в молодости увлекался марксизмом. Друг и… …

    Новейший философский словарь

  • 127САРТР — (Sartre) Жан Поль (1905 1980) французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от некоторых идей Декарта, Гегеля, Киркегора, Фрейда,… …

    Новейший философский словарь

  • 128СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ — (лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе и objectum предмет) фундаментальные категории философии. С. носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. то, что находится в… …

    Новейший философский словарь

  • 129Вариации —         (от лат. variatio изменение, разнообразие) муз. форма, в к рой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 130Драматургия —         музыкальная система выразит. средств и приёмов воплощения драм. действия в произв. муз. сценич. жанра (опере, балете, оперетте). В основе муз. Д. лежат общие законы драмы как одного из видов иск ва: наличие ясно выраженного центр.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 131Киномузыка —         компонент кинопроизведения, одно из важных его выразительных средств. В развитии иск ва муз. оформления фильма различают период немого и период звукового кино. В немом кинематографе музыка ещё не была частью кинопроизведения. Она… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 132Монотематизм —         (от греч. monos один, единый и tema то, что положено в основу) принцип построения муз. произведения, связанный с особой трактовкой одной темы или одного комплекса тем. М. следует отличать от понятия однотемность , к рое относится к формам …

    Музыкальная энциклопедия

  • 133Припев —         вторая часть куплетной песни типа запев припев . В отличие от запева, текст к рого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. припев; возможно исполнение запева и… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 134Программная музыка —         (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 135Рефрен —         (франц. refrain припев) термин, введённый для обозначения повторений окончания строфы (одной или неск. строк, порой и одного слова) в песенных формах 12 16 вв. Такие Р. характерны для баллад, франц. рондо, виреле, итал. вилланеллы и… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 136Римский-Корсаков Н. А. —         Николай Андреевич (6 (18) III 1844, Тихвин 8 (21) VI 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Псковской обл.) рус. композитор, педагог, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Первоначальное общее и муз. образование получил …

    Музыкальная энциклопедия

  • 137Симфонизм —         обобщающее понятие, производное от термина симфония (см. Симфония), но не отождествляющееся с ним. В самом широком смысле С. это художеств. принцип философски обобщённого диалектич. отражения жизни в муз. иск ве. С. как эстетич. принцип… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 138Скрябин А. Н. —         Александр Николаевич (25 XII 1871 (6 I 1872), Москва 14 (27) IV 1915, там же) рус. композитор и пианист. Отец композитора Николай Александрович С. был дипломатом в Турции; мать Любовь Петровна (урожд. Щетинина) была незаурядной пианисткой …

    Музыкальная энциклопедия

  • 139Тема —         (от греч. tema, букв. то, что положено в основу) муз. построение, служащее основой муз. произв. или его части. Ведущее положение Т. в произв. утверждается благодаря значительности муз. образа, способности к развитию составляющих Т.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 140Увеличение —         (лат. augmentatio; нем. Augmentation, VergrцЯerung; франц. augmentation; итал. per aumentazione).         1) Способ преобразования мелодии, темы, мотива, фрагмента муз. произв., ритмич. рисунка или фигуры, а также пауз путём… …

    Музыкальная энциклопедия