лейтмотив

  • 141Уменьшение —         (лат. diminutio; нем. Diminution, Verkleinerung; франц. и англ. diminution; итал. diminuzione).         1) То же, что диминуция.         2) Способ преобразования мелодии, темы, мотива, ритмич. рисунка или фигуры, а также пауз путём их… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 142Французская музыка —         Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 143Фугато —         (итал. fugato, буквально фугированно, фугообразно, подобно фуге) имитац. форма, по способу изложения темы (часто также развития) родственная фуге (1). В отличие от фуги, не имеет ясно выраженной полифонич. репризы; как правило,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 144Эвенкийская музыка —         У эвенков бытуют два слоя музыки. К одному относятся песни с звукорядом в объёме кварты или квинты, несложной вариационной структурой (охотничьи призывы, заклички, нек рые танц. напевы, путевые импровизации). В этих песнях применяются… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 145Абэ Кобо — (1924–1993) выдающийся японский писатель, настоящее имя Кимифуса. Детство и юность Абэ провел в Маньчжурии, где его отец работал на медицинском факультете Мукденского университета. В 1943 г., в разгар войны, по настоянию отца он едет в Токио и… …

    Вся Япония

  • 146БЕЛЫЙ —         Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880 1934) поэт и прозаик, лит. критик, теоретик рус. символизма, религ. философ. В 1903 окончил естеств. отделение физико мат. ф та Моск. ун та, с 1904 посещал лекции на филол. ф те (до 1906). На… …

    Энциклопедия культурологии

  • 147ШУМ И ЯРОСТЬ — роман Уильяма Фолкнера (1929), одно из самых сложных и трагических произведений европейского модернизма. Роман поделен на четыре части первая, третья и четвертая описывают три дня перед пасхой 1928 г., вторая часть день из 1910 г. Первая часть… …

    Энциклопедия культурологии

  • 148Лейтмелодия — ж. Основной мотив, музыкальный оборот, повторяющийся в разных частях произведения в качестве характеристики персонажа или явления; лейтмотив I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 149НИНА ЗАРЕЧНАЯ — героиня комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). Жизненный прототип Л.С.Мизинова (по мужу Шенберг Санина; учительница, певица, в 1901 1902 гг. актриса МХТ). Литературный прообраз Катя, героиня повести А.П.Чехова «Скучная история». Красота и сложность… …

    Литературные герои

  • 150ОТЕЛЛО — (англ. Othello) герой трагедии У.Шекспира «Отелло» (1604). Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джи ральди Чинтио «Венецианский Мавр» из его сборника «Сто рассказов» (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то… …

    Литературные герои

  • 151МАКСИМОВ — 1. МАКСИМОВ Александр Александрович (1923 90), инженер, генерал полковник 0981), Герой Социалистического Труда (1984). Занимался разработкой, организацией производства, освоением и эксплуатацией ракетно космической техники. Ленинская премия… …

    Русская история

  • 152ГИЛЬГАМЕШ — шумерский и аккадский мифоэпический герой (Г. аккадское имя; шумерский вариант, по видимому, восходит к форме Биль га мес, что, возможно, значит «предок герой»). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Г. реальной… …

    Энциклопедия мифологии

  • 153ИЗМАИЛ — (евр. jišmâ çl, «бог услышал»; древность имени подтверждена недавно обнаружением сходного древнеханаанского имени в форме Iš má il в клинописных табличках из Эблы середины 3 го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях сын Авраама и египтянки… …

    Энциклопедия мифологии

  • 154ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифология народов, населявших в древности долины рек Тигр и Евфрат (Двуречье, Месопотамию, или Междуречье), шумеров и аккадцев (вавилонян и ассирийцев, языком которых был аккадский). История формирования и развития мифологических представлений… …

    Энциклопедия мифологии

  • 155Есенин Сергей Александрович —       (1895 1925), поэт. Впервые приехав в Петербург в марте 1915 (жил с октября 1915 по март 1918), Е. сразу стал заметной фигурой петербургской литературной жизни: познакомился с А. А. Блоком, М. Горьким, А. М. Ремизовым и др. Сблизился с С. М …

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • 156Акмеизм, или адамизм — литературное направление, возникшее в 1912 и поставившее себе целью реформировать символизм (см.). Ранняя группа акмеистов, объединившаяся в кружок «Цех поэтов», состояла из поэтов: С. Городецкого (см.), Н. Гумилева (см.), О. Мандельштама (см.),… …

    Литературная энциклопедия

  • 157Анафора — (греч. αναφορα возвращение, единоначатие, скреп) повторение каких либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). А. может быть звуковой: «В речном тумане виснет ниже Вечерний красный парус дня».… …

    Литературная энциклопедия

  • 158Аннунцио — Габриэле д’ (Gabriele d’Annunzio, 1863–), настоящее имя Рапаньетта (Rapagnetta) крупнейший итальянский поэт эпохи, последовавшей за объединением Италии (так наз. «Третьей Италии» Terza Italia), яркий выразитель расцвета и упадка буржуазии. Уже в… …

    Литературная энциклопедия

  • 159Золя — Эмиль (emile Zola, 1840 1902) французский писатель; сын инженера, построившего канал в Эксе. Один из самых значительных представителей буржуазного реализма второй половины XIX в. Вождь, теоретик так наз. натуралистического движения, З. стоял в… …

    Литературная энциклопедия

  • 160Итальянская литература — ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Начало И. л. относится к первой трети XIII в., когда итальянский яз., обособившийся от латинского уже в конце X в., настолько самоопределился, что стала возможна его лит ая обработка. Уже в XII в. И. яз. начинает… …

    Литературная энциклопедия