лейтмотив

  • 181ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление в эстетике, изучающее фундаментальные принципы бытия искусства, бытийную сущность его символики. Первоначально О.и. была ориентирована на изучение способа бытия художественного произведения как чувственно… …

    Философская энциклопедия

  • 182САРТР — (Sartre) Жан Поль (1905 1980) фр. философ, писатель, литературный критик, политический публицист. Пик мировой известности С. приходится на 1940 1950 е гг., когда он становится признанным лидером не только фр., но и всех европейских «прогрессивно… …

    Философская энциклопедия

  • 183СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880 х по 1920 е гг.)… …

    Философская энциклопедия

  • 184ШЛИК — (Schlick) Мориц (1882 1936) нем. австр. философ, один из лидеров логического позитивизма. Изучал физику в Берлинском ун те, затем увлекся философией. С 1911 преподавал в ун тах Ростока и Киля, в 1922 возглавил кафедру философии Венского ун та,… …

    Философская энциклопедия

  • 185ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ —         объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определ. исто рич. возможности; понятие Д. используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория Д. употреблялась уже в антич. философии:… …

    Философская энциклопедия

  • 186НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско платоническо христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской …

    Философская энциклопедия

  • 187ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ — «осн. лейтмотив нынешней истории философии; идея апокалипсического конца. Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец – все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры. Их связывают со старым общественным порядком, со старой… …

    Философская энциклопедия

  • 188опера — ы; ж. [итал. opera] 1. только ед. Жанр музыкально драматического искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной и хоровой). История русской классической оперы. Народная, героическая о. Читать лекции по опере… …

    Энциклопедический словарь

  • 189антропософия — (от антропо... и греч. sophía  мудрость), течение в духовной жизни XX в., исходящее из основанной Р. Штейнером «науки о духе»  сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 Штейнер возглавил… …

    Энциклопедический словарь

  • 190Бакланов Григорий Яковлевич — (р. 1923), русский писатель. В повестях «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961), романы «Июль 41 года» (1965), «Навеки  девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982)  правдивое… …

    Энциклопедический словарь

  • 191Вагнер Рихард — (1813 1883), немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере драме осуществил синтез философско поэтического и музыкального начал. В произведении это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов,… …

    Энциклопедический словарь

  • 192Добычин Леонид Иванович — (1896 1936), русский писатель. В сборниках рассказов «Встречи с Лиз» (1927), «Портрет» (1931) столкновение «бывшего» мира с послереволюционной действительностью; антипсихологизм, лирический подтекст. В романе «Город Эн» (1935) воспоминания героя… …

    Энциклопедический словарь

  • 193Максимов Владимир Емельянович — (1930 1995), русский писатель, публицист. С 1974 в эмиграции (Париж); главный редактор (1974 1992) журнал «Континент». Роман «Семь дней творения» (1971), «Карантин» (1973), «Ковчег для незваных» (1976), «Заглянуть в бездну» (1986; об… …

    Энциклопедический словарь

  • 194АУКЦЫОН — АУКЦЫОН, российская рок (см. РОК МУЗЫКА) группа. Образовалась в 1983. Первоначальный состав: Леонид Федоров (гитара, вокал), Олег Гаркуша (вокал, танцы), Сергей Рогожин (вокал), Виктор Бондарик (бас гитара), Дмитрий Озерский (клавишные, вокал),… …

    Энциклопедический словарь

  • 195ТРЕККАНИ Эрнесто — ТРЕККАНИ (Treccani) Эрнесто (1920, Милан 1974, там же), итальянский живописец, представитель неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ). Окончил миланский Политехнический институт, получив диплом инженера, но увлекся искусством. В 1938 основал журнал «Вита… …

    Энциклопедический словарь

  • 196ХЕМИНГУЭЙ Эрнест — ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899 1961), американский писатель. В романах «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) умонастроения «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ). В романе «По ком звонит колокол» (1940) гражданская… …

    Энциклопедический словарь

  • 197Тегеран-43 (фильм) — Тегеран 43 Жанр …

    Википедия

  • 198Бхаратанатьям — Индийская танцовщица, изображающая характерную позу Натараджа Бхаратанатьям  самый древний исторически задокументированный танец театр, его возраст более 5000 лет. Слог «бха» означает «бхава»  ч …

    Википедия

  • 199Масхадов, Аслан Алиевич — Аслан (Халид) Алиевич Масхадов Масхадан Іаьлин кІант Аслан (Халид) …

    Википедия

  • 200Satz — немецкий музыкальный термин, схожий с музыкальным периодом, обозначающий главную музыкальную мысль сочинения или так называемую главную партию (нем. Hauptsatz, см. также партия), второстепенную мысль или побочную партию (нем. Seitensatz),… …

    Википедия