клер-обскюр

клер-обскюр
КЛЕР-ОБСКЮР а, м. claire-obscure. У живописцев называют свет и тень, т. е. такой рисунок, коего тени темны, а свет возвышен белым цветом. Ян. 1803. В композиции Остадовой, так как и всех фламанских мастеров, поетичества живописи, благородства характеров, возвышенные мысли и вкус Антика не находятся, а вместо того удивительная правда, искусное сплавление красок, совершенный колер и прелестный клер-обскюр, кои, можно сказать, насилно эстиму зрителей к сему живописцу привлекают. Д. А. Голицын Опис. знаменитых произведений. // Брук 249. О колере, который две вещи заключает: краску свойственную или принадлежащую ко всякому предмету, и клер-оскур, живописец, должен совершенное знание иметь. Д. А. Голицын Описание знаменит. произведений. // Каганович 309. Императорская Академия знает о том верно, что римские бывшие славные профессоры имели перед прочими Академиями преимущество в рисунке, композиции, экспрессии и драпери, а в колюрах натуральных .. и клер обскюр, весьма были слабы пред прочими, а почитались в этом венециани. 1767. А. Лосенко. // Каганович 301. Клер-обскюр есть хитрость распорядить пристойно и авантажно свет и тень, столь на особливых предметах, сколь во всей картине: на особливых предметах, дабы чрез то пристойное им окружение и релиев от картин дать. 1776. Д. А. Голицын Описание знаменитых произведений. // Каганович 310. Композиция его <Андриена ван Остода> не возвышеннее была Тениеров, Баруеровых и протчих фламандцов и состояла также в кабаках. табажиях, поварнях и протчее. Его можно почитать за мастера фламандского, который наиболее разумел клер-обскюр. Д. А. Глицын Описание знамен. произведений. // Брук У истоков 249. Он имел совершенное понятие о светло-темном (clair-obscur ). Историч. сл. Ладвоката 1769 г. Как соблюден клер-обскюр! Путешествие дю-Пати в Италию в 1785 г. Перевод с фр. Спб, 1800-1801. Клеробскюр, свет и тень в живописи. И. И. Татищев. Полный фр.-росс. сл. М., 1816 т.1. Истинное же волшебство очертательного художества есть тьмо-свет (clair-obscur ). Галич. // Эст. трактаты 1974 2 241. Клеробскюр, светлые места и тени на картине. Н. С.Арапова Светотень. // РР 1994 6 107. Нельзя ли пройти к свету ближе, я враг claire-obscur'ов. С. Витте Мой роман. // ВЕ 1902 6 634. - Тут clair-obcur не точно смешан. Ошибка, братец. Н. Полевой Живописец. Не упоминаю о сильной клар-обскуре Еспаньолета, которая в соединении с творчеством производит такой необычный эффект в картине "Ангел, освобождающий Петра из темницы". Анненков Путев. зам. // А. Париж. письма 273. Шлегель .. держится исторического мистицизма; везде clair-obscur. 6. 5. 1812. Н. М. Карамзин - С. С. Уварову. // РОА 2-3 31.- Норм. Параллельно ему <клеробскюр> существовало слово светотень, возникшее в конце 18 в. Держалось до 30-40 гг. 19 в. Наряду с ним тьмосвет. Принятый в настоящее время термин светотень впервые отмечается в журнале "Моск. телеграф! 1828 г. № 22. // РР 1994 6 107. - Лекс. Чудинов 1902: клер-обскюр.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. . 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "клер-обскюр" в других словарях:

  • КЛЕР-ОБСКЮР — (фр.). 1) в живописи: правильное распределение света и тени. 2) резьба на дереве и пластинках для отпечатания с них рисунков красками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛЕР ОБСКЮР франц. от clair,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • драперия — и, ж. f. иск. Одежда на человеческих фигурах. Сл. 18. Драпери одеяния и генерально все то, что какие тафты представляет. Оные должны соответствовать харктеру сюжета и характеру представляющим фигурам. 1776. Д. А. Голицын. Опис. // Каганович 312.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • композиция — и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • кулёр — а, м. couleur, нем. Kulür. 1. У художников цвет краски, оттенок, густота, степень яркости ее. См. также Колер. Императорская Академия знает о том верно, что римские бывшие славные профессоры имели перед прочими Академиями преимущество в рисунке,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • поэтичество — ПОЭТИЧЕСТВО, ПОЕТИЧЕСТВО един. В композиции Остадовой, так как и всех фламанских мастеров, поетичества живописи, благородства характеров, возвышенные мысли и вкус Антика не находятся, а вместо того удивительная правда, искусное сплавление красок …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • поетичество — ПОЭТИЧЕСТВО, ПОЕТИЧЕСТВО един. В композиции Остадовой, так как и всех фламанских мастеров, поетичества живописи, благородства характеров, возвышенные мысли и вкус Антика не находятся, а вместо того удивительная правда, искусное сплавление красок …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • рельеф — а, м. relief m. 1. Выпуклое изображение на плоскости. БАС 1. Зала о четырех ярусах украшена выпуклостями (reliefs) из лучших драматических содержаний. 1821. Сумароков Прогулка 2 40. Я любовался на на китайскую мебель .. с рельефами и деревянной… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • табажия — и, ж. tabagie f. устар. Курительная комната. Композиция его <Андриена ван Остода> не возвышеннее была Тениеров, Баруеровых и протчих фламандцов и состояла также в кабаках, табажиях, поварнях и протчее. Его можно почитать за мастера… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • фламандский — ая, ое. flamand, e adj. Отн. к фламандцам, принадлежащий, свойственный им. Фламандский язык. Фламандская литература. БАС 1. В композиции Остадовой, так как и всех фламанских мастеров, поетичества живописи, благородства характеров, возвышенные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»